Методические рекомендации

Модель портфолио студента

 

Портфолио – это коллекция работ за определенный период времени (семестр или учебный год), которая оценивается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе. Использование портфолио в учебном процессе способствует развитию у студентов навыков методической работы с различными видами учебной и профессиональной информации, систематизации профессиональных знаний, формированию профессиональной рефлексии.

Смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении человеком своих знаний, умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.

Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности — учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной.

Предлагается ввести в педагогическом вузе работу над личным портфолио с  самого начала обучения. Это дает возможность получить обозримую программу своего профессионального становления, увидеть ступени формирования, необходимых для будущего учителя компетенций и настроит на серьезную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию. Использование портфолио способствует динамичности (готовность включатся активные формы работы, перестраиваться на ходу и действовать самостоятельно),  саморазвитию,  целосности (результат учебной деятельности в вузе становится формирование профессиональных компетенций учителя иностранного языка) и критериальности  оценивания результатов. Анализ портфолио студента считается эффективным средством оценки компетентности, в структуру которого входят:

  • результаты защиты курсовых и выпускной квалификационной работы                  с указанием темы и краткого описания исследования;
  • результаты защиты научно-исследовательских работ;
  • результаты других видов деятельности: участие в выставках,       конкурсах, техническое творчество и др.;
  • результаты и продолжительность обучения на элективных курсах;
  • результаты педагогической практики;
  • сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях,   учебных семинарах и достигнутый результат;
  • спортивные и иные достижения.

Ведение портфолио осуществляется в печатном (папка-накопитель с файлами) или электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио за время обучения в образовательном учреждении, датируется. Фиксация образовательных результатов осуществляется систематически. По окончании учебного семестра (учебного года) изменения содержания вносятся в электронном виде в дублирующий экземпляр портфолио на обучающей кафедре.

В современных условиях возрастает потребность в профессиональной инициативе, ценится творческий, а не репродуктивный  характер отношения будущего педагога к своей профессиональной деятельности.

Портфолио студентов в дальнейшем служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др. Портфолио формируется на добровольных началах. Тем не менее, рекомендательный характер составления портфолио не исключает значимости данной процедуры. Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

В основу  данной модели была положена разработка Лизуновой Л.Р. В модель портфолио студента предлагается включить следующие структурные элементы:

Титульный лист

Он оформляется на отдельном листе и содержит следующую информацию: фамилия, имя, отчество студента, год рождения, курс; название вуза, факультета, кафедры образовательного учреждения; название выполненных (выполняемых) студенческих исследовательских работ, курсовых работ; указание периода, за который представлены документы и материалы. В правом верхнем углу титульного листа рекомендуется поместить фотографию произвольных размеров и характера.

Раздел I . Официальные документы

В этом разделе помещаются все имеющиеся сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения: копии документов (свидетельств), подтверждающих обучение по программам дополнительного образования; информация о наградах, грамотах, благодарственных письмах; копии документов (свидетельств), подтверждающих участие в различных конкурсах (соревнованиях и т.д.) и другие документы по усмотрению автора. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Название документа

Содержание

(за какие достижения выдан, о чем свидетельствует документ)

Кем выдан,

когда выдан

 

 

 

 

 

Раздел 2. Уровень профессиональных знаний

Данный раздел портфолио ориентирован на отражение уровня профессиональных знаний, реализуемого в различных направлениях деятельности, таких как ведение научно-исследовательской работы, участие в работе студенческого научного общества,  олимпиадах, самообразование. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Участие в научно-исследовательской работе

Тема курсовой (дипломной) работы

Сроки работы

Оценка

 

 

 

 

 

Участие в работе студенческого научного общества

Название научного кружка (студии)

Тема, над которой работает студент

Сроки работы

 

 

 

 

 

Участие в олимпиаде

Уровень (вузовская, региональная, российская, международная), название олимпиады

Сроки, место проведения                

Результат

 

 

 

 

 

Самообразование

Название индивидуальной программы самообразования (направления самообразования)

Формы и сроки работы

     Планируемые результаты

 

 

 

 

 

Раздел 3. Уровень профессиональных умений.

В данном разделе фиксируются материалы, отражающие деятельность автора портфолио по обобщению и распространению профессиональных знаний в виде участия в научных конференциях, семинарах, презентация научной информации, разработки методических и дидактических материалов, элективных курсов, реализованных проектов, публикаций, творческих отчетов, рефератов, докладов и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

 

Обобщение и распространение профессиональных знаний

Название конференций (семинаров и т.д.)   

Уровень (образовательного учреждения, муниципальный, региональный, международный)     

Форма участия         

Сроки

 

 

 

 

 

 

Наличие собственных методических и дидактических разработок, элективных курсов, проектов

Название      

Назначение (область применения, где реализуется)

Сроки создания

Наличие отзывов, рецензий

 

 

 

 

 

 

Наличие публикаций

Наименование работы, её вид

Выходные данные   

Объем

Соавторы

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Уровень профессиональных навыков

В данном разделе фиксируются показатели качественной результативности реализации профессиональных знаний и умений в процессе прохождения педагогической практики. В качестве критериев анализа результативности педагогической деятельности могут рассматриваться следующие: практическое овладение умениями и навыками по избранной специальности; овладение современными приемами диагностики знаний обучаемых; освоение инновационных форм и методов работы с учениками; разработка проектов и элективных курсов; реализация направлений компетентностного подхода в обучении; организация воспитательной работы; взаимодействие с родителями; рефлексивный анализ собственной педагогической деятельности и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела: 

 

Название педагогической практики (сроки прохождения, базовое ОУ)

 

 

 

Диагностические психолого-педагогические технологии, которыми овладел студент

 

 

 

Формы

и методы работы, которые освоил и реализовывал студент

 

 

 

Формы и методы работы с родителями

 

 

 

Саморефлексия

 

 

 

Другие направления деятельности

 

 

 

 

Раздел 5. Участие во внеучебной деятельности факультета (кафедры)

Помимо реализации основной учебной деятельности активного, творческого специалиста, зачастую характеризует участие во внеучебной воспитательной и культурно-досуговой деятельности факультета (кафедры), к которой относятся следующие формы: подготовка и участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках с указанием результатов; разработка сценариев досуговых и развлекательных мероприятий (возможно предоставление текстов, фото и видеоматериалов по проведенным мероприятиям); творческие работы, выполненные автором и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Вид внеучебной деятельности (название мероприятия)

    Форма участия     

Сроки, время реализации

Имеющийся или ожидаемый результат

 

 

 

 

 

 

Раздел 6. Дополнительное образование будущего специалиста

Творческая активность будущего специалиста может быть реализована не только в рамках учебной и внеучебной деятельности, но и при получении дополнительного образования. В этом разделе фиксируется участие в работе кружков, секций, студий, секций, театральных коллективов, получение дополнительной специализации и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Учреждение дополнительного образования

Направленность, вид, содержание

Сроки участия

 

 

 

 

 

Раздел 7. Отзывы о качестве реализации деятельности студента и ее результатах

В данном разделе могут быть представлены отзывы педагогов, руководителей разных уровней, коллег, рецензии на разработки студента и т.д.

Системное применение данной аналитико-оценочной технологии обеспечивает качественное накопление информации, необходимой для своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства будущего педагога. Ведение портфолио является творческой работой, позволяющей реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить направления профессионального самосовершенствования.

Как и все новые технологии портфолио имеет свои преимущества и недостатки. Среди положительных моментов данной технологии Н.В. Бордовская выделяет:

  1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
  2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку достижений посредством анализа разнообразных продуктов его образовательной деятельности.
  3. Поощряется не только оценка, но и самооценка, взаимооценка, а также самоанализ и самоконтроль субъектов образовательного процесса.
  4. Портфолио направлено на сотрудничество преподавателя и студента с целью оценки достижений, приложенных усилий  и прогресса в ходе освоения программы учебной дисциплины.
  5. Портфолио дает возможность непрерывной оценки и самооценки в условиях вузовского образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям альтернативной оценки.
  6. Портфолио легко интегрируется в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений студентов и способствует развитию их самостоятельности.
  7. Портфолио показывают возможные направления обновления традиционной системы оценивания в школе и вузе.

В качестве основных негативных моментов портфолио отмечается:

  1. Внедрение данной технологии требует большой систематической работы по повышению квалификации преподавателей, формированию их готовности одобрить и принять эту новацию.
  2. Внедрение портфолио требует как от преподавателя, так и от студентов новых организационных и познавательных умений.
  3. Портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценивания образовательных достижений.
  4. Высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности, размытость критериев оценки элементов состава портфолио и трудоемкость процесса проверки и оценки.
  5. Возможность формализма в оценке образовательных достижений.
  6. Организационные трудности, связанные с необходимостью дополнительных площадей и помещений для хранения портфолио

Т.Г. Новикова и А.С. Прутченков проанализировали практический опыт использования технологии портфолио и систематизировали ошибки, которые невольно допускаются при формировании содержания портфолио [78]. Авторы систематизировали выявленные в педагогической практике ошибки в четыре группы по нескольким основаниям:

  • первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио;
  • вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио;
  • третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами;
  • четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио.

Предложенные рекомендации были адаптированы нами для студентов. В них использовались также компоненты портфолио и четырехуровневая система оценки работ в рамках портфолио, сформулированная Н.В. Бордовской.  Данные инструкции предостерегут педагогов нового уровня от возможных ошибок и помогут избежать трудностей при составлении портфолио, а преподавателям – облегчат оценивание выполненной работы студентами.

 

Предупреждение ошибок при использовании портфолио

 

Первая группа ошибок: сбор материалов портфолио

Ошибка № 1. Игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общеобразовательных организаций и т.д. При сборе документов и материалов портфолио студенты  не учитывают реальной возможности учреждений дополнительного и профессионального образования, общеобразовательных организаций. Они также имеют право выдавать различные сертификаты, дипломы, писать отзывы и рекомендации, которые могут быть включены в портфолио.

Рекомендации. При формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного  и профессионального образования, в общественные организации. Это позволяет   выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, конференций, которые предполагаются вузом и в которых может принять участие далеко не каждый студент, даже если он проявляет усиленный интерес к данному предмету. Следовательно, обращение к данной социальной сфере расширяет возможности студента  для  демонстрации его личных достижений и сбора материалов для портфолио.

 

Ошибка № 2. Формализация и соревнование при сборе портфолио.

При сборе портфолио студенты могут включиться в своеобразное соревнование за максимальное количество документов и материалов, тем самым формализуя этот важнейший процесс, основной смысл которого – помощь в качественной самооценке и самопрезентации, а не в демонстрации способности «собрать материалы». Данный феномен объясняется тем, что развитый  инстинкт «собирательства» толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не собственное развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.

Рекомендации. При формировании портфолио не увлекаться сбором  количества материалов, и тем более не соревноваться с другими  студентами по принципу «а у меня на два отзыва больше». Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Ведь важно не количество, а качество материалов, которые помогают сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего трудоустройства.

 

Вторая группа ошибок: формирование объема портфолио

Ошибка № 3. Сбор в портфолио только официальных документов. При сборе  информации для  портфолио его авторы-составители довольно часто проявляют определенную однобокость, увлекаясь сбором только официальных  сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые выдаются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта и т.д. В результате этого увлечения те, кто собирает портфолио, из-за нехватки времени сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты,  отзывы, рекомендательные письма, набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, видеофрагменты, проекты и планы выступлений, компьютерные программы и т.д. В результате этого увлечения те, кто собирает портфолио, из-за нехватки времени сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д.

Рекомендации. Основной замысел сбора материалов портфолио заключается в том, чтобы осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации. Главное в этом процессе – демонстрация своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций. Далеко не у всех есть реальная  возможность получить сертифицированный официальный документ. Следовательно, нужно более пристальное внимание уделять материалам, которые можно включить и в другие разделы портфолио.

 

Ошибка № 4. Включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд оно не противоречит идее портфолио, которое и рассматривается как «папка личных достижений», но не следует буквально воспринимать идею портфолио, представляя его своеобразным сундуком, в который в течение своей жизни студент собирает все, что он продемонстрировал. Такое собирательство можно только приветствовать и даже поощрять. Пусть все доказательства хранятся дома, как когда-то было принято в российских семьях (фотография из родильного дома, бирка с ножки только что родившегося малыша, первый выпавший зубик и т.д.). Но идея портфолио несколько иная: из всего имеющегося материала, отобрать то, что позволяет студенту сделать более адекватный вывод – данный профиль интересов (трудоустройства) именно для него, так как он в своем портфолио действительно демонстрирует многолетнее увлечение этим направлением.

Рекомендации. Портфолио планируется заранее и создается в течение достаточно продолжительного периода (семестр, год и более). В данном значении портфолио дает возможность его автору продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей компетенции, позволяет увидеть не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

 

Третья группа ошибок: подмена идеи портфолио традиционными схемами

 

Ошибка № 5. Подмена портфолио зачетной книжкой. Это довольно частая ошибка. В зачетной книжке все заранее разграфлено и остается только вписать свои показатели. Налицо явная и принципиальная подмена идеи портфолио, которое должно рассматриваться в качестве «папки личных достижений», куда студент включает только то, что ему нравится и что он считает нужным, идеей «зачетной книжки», из которой ни один лист или документ не может быть убран без определенных «педагогических последствий». Зачетная книжка по определению является «неприкосновенной».

Рекомендации.  Нужно детально  разобраться в сущности портфолио и понять, что это - принципиально иной способ накопления  документов и материалов, свидетельствующих о достижениях «хозяина». Папка  личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для студента, собирающего свое портфолио как папку личных достижений.

 

Ошибка № 6. Подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться. Многими студентами папка личных достижений, которая может пригодиться в конкретных жизненных ситуациях, еще не воспринимается именно в этом качестве.

Рекомендации.  Технология портфолио имеет достаточно широкие возможности. В ближайшее время планируется организовать эксперимент по обработке механизмов использования портфолио при наборе студентов в вузы, при трудоустройстве выпускников образовательных учреждений и т.д. Кроме того, портфолио уже используется  в профессиональной деятельности педагогов, преподавателей и т.д. И в целом профессиональная деятельность, а тем более карьера не возможны без постоянной работы по наполнению своей папки личных достижений. Поэтому целесообразно рассматривать портфолио не как разовый инструмент, но и как технологию, которая будет нужна в течение всей, по крайней мере, профессиональной жизни человека.

 

Ошибка № 7. Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

Рекомендации.  Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их единообразия, так как далеко не все студенты смогут найти средства на оформление портфолио, например, в виде дорогой файловой папки, оформление материалов только типографским способом или брошюрование материалов в специальной мастерской и т.п. Главное для портфолио – его содержание, аккуратность и грамотность, а не внешняя красота и стиль оформления. Следует только выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

 

Четвертая группа ошибок: оценка материалов портфолио

 

Ошибка № 8. Стремление оценить баллами все материалы портфолио. Это объясняется стереотипами педагогической деятельности, в ходе которой обучающийся должен обязательно получить «балл», так как часто у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния на ученика. Иногда выставляемый балл никак не комментируется, т.е. учащийся должен просто принять как данность полученную оценку и смириться с ней. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ, отчетов о педагогической практике, отзывов научных руководителей исследовательских проектов студентов и т.д.

Рекомендации. Все материалы папки личных достижений студента могут оцениваться только качественными показателями с указанием оригинальности материалов и мышления автора, актуальности и проработанности, полноты и аккуратности и т.д. Все зависит от самого представляемого материала в портфолио.

Критериями оценки могут быть:

  • уровень развития логического мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);
  • сформированность умения решать типичные профессиональные задачи;
  • сформированность прикладных умений (способности решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.д.);
  • степень развития коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами);
  • умение четко и аргументировано излагать свою мысль;
  • грамотность в оформлении текстов и решений задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.;
  • сформированность самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей).

Для более детальной оценки каждый критерий может быть разбит на подкритерии. Здесь нет жестких рецептов, а, напротив, есть простор для творческой инициативы и педагогической импровизации. С точки зрения итоговой оценки учебного портфолио можно рекомендовать следующую четырехуровневую систему.

Самый высокий уровень.  Учебные портфолио данного  уровня характеризуются всесторонностью реализации основных категорий и критериев оценки. Содержание такого портфолио свидетельствует о приложении больших усилий и очевидном прогрессе субъекта образовательного процесса по уровню развития его мышления, умения решать задачи, прикладных и коммуникативных умений, наличия высокого уровня самооценки и творческого отношения к процессу освоения учебной программы. В содержании и оформлении учебного портфолио данного уровня проявляются оригинальность и изобретательность.

Высокий уровень. Портфолио этого уровня демонстрирует солидные знания и умения субъекта образовательного процесса, но в отличие от предыдущего в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность, отсутствовать творческий элемент в оформлении текстов.

Средний уровень. В учебном портфолио данного уровня основной акцент делается на оценке обязательной части. Поэтому могут отсутствовать свидетельства развития творческого мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации на языке конкретной дисциплины (как устном, так и письменном).

Слабый уровень. Это портфолио, по которому трудно сформировать общее представление об учебных достижениях субъекта. Как правило, в нем представлены отрывочные задания из разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями, образцы попыток выполнения графических работ и т.п. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки.

Существуют другие варианты оценки портфолио:

  • оцениваются только процесс и характер работы над портфолио;
  • оцениваются по заданным критериям только части портфолио (обязательные рубрики);
  • оцениваются все рубрики, оценка выводится как среднее арифметическое;
  • оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
  • портфолио не оценивается; субъект сам выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену или формой проведения зачета или экзамена;
  • оценивается не только портфолио, но и качество его презентации.

 

Ошибка № 9. Отсутствие единства оценки материалов портфолио. Происходит это потому, что сейчас каждое образовательное учреждение становится полностью самостоятельным (даже в финансовом отношении получает право распоряжаться своим счетом и внебюджетными средствами), и некоторые вузы признают определенный уровень качества обученности и определенные заслуги своих студентов.

Рекомендации.  Этот вопрос относится к компетенции каждого вуза, которому следует разработать и принять на уровне кафедры (деканата) локальный нормативный документ, регулирующий вопросы оценивания и использования материалов портфолио студента для дальнейшей оценки становления профессиональной компетентности будущего специалиста.

 

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.