Рабочая тетрадь 4 курс

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Куйбышевский филиал 

 

Кафедра педагогики

 

 

Рабочая тетрадь-отчёт о

 прохождении педагогической практики

(4 курс)

 

 

 

ФИО студента……………………………………………….

Специальность……………...................................................

Факультет…………………………………………………...

Курс…………………………………………………………..

Группа……………………………………………………….

Место прохождения практики:

       Школа:…………………………………………………..

       Адрес:……………………………………………………

       Директор школы:……………………………………….

       Класс:……………………………………………………

      

 

 

Классный руководитель:                                  Методист по педагогике:

…………………………...                                    ……………………………

 

Оценка:                                                                 Оценка:

…………………………...                                    ……………………………

 

Подпись:                                                               Подпись:

…………………………...                                    …………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Куйбышев, 20..

                       

Содержание

 

1.

Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики

4

2.

Задания на период наблюдательной практики

5

3.

Список класса

6

4

Наблюдательная практика и работа в качестве классного руководителя

7

5.

План воспитательной работы

8

6

Макет методического оформления классного часа

9

7

Анализ личностно-ориентированного классного часа

11

8.

Самоанализ личностно-ориентированного классного часа

14

9.

Матрица педагогического анализа

16

10.

Схема самоанализа структуры урока

21

11.

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

24

12.

Анкета для студентов

28

13.

Лист учёта работы методиста по педагогике

33

14.

Список литературы

34

 

 

1. Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики

 

 

Педагогическая практика направлена на решение следующих задач:

- углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;

- формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса;

- самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности;

- развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя и классного руководителя;

- овладение современными педагогическими технологиями в преподавании;

- отработка приемов владения аудиторией, формирование мотивации учащихся;

- освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении;

- развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

- овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, анализ и обобщение передового педагогического опыта;

Педагогическая практика проводится на базе учреждений системы среднего общего образования.

 

 

2. Задания для наблюдательной практики:

 

День первый.

1.Распределение по классам.

2.Знакомство с администрацией, классным руководителем, психологом, социальным педагогом.

3.Знакомство с классным коллективом.

Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом (определение особенностей личностно-ориентированного обучения и соответствующих функций классного руководителя).

4.Изучение научно-исследовательского направления школы и особенностей её реализации в учебно-воспитательном процессе в данном классе.

 

День второй.

1.Знакомство с оформлением школьной документации (классный журнал, дневники).

2.Изучение плана внеклассной работы класса и школы с целью самостоятельной подготовки и проведения  внеклассных мероприятий и личностно-ориентированного классного часа.

3.Наблюдение за работой классного руководителя, помощь в оформлении классного кабинета.

4.Посещение уроков, знакомство с методами и технологиями обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.

5.Наблюдение за классом с перспективой составления характеристики, разработка стратегии изучения коллектива.

 

День третий.

1.Посещение  уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.

2.Подготовка  бесед, опросников; сбор педагогически направленной  информации о классном коллективе.

3.Консультация с психологом, социальным педагогом, классным руководителем по выявлению проблем и особенностей класса.

4.Согласование темы и формы проведения личностно-ориентированного классного часа с классным руководителем и учащимися.

 

День четвёртый.

1.Посещение  уроков, знакомство с методами и технологиями обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.

2.Анализ методов и технологий обучения и воспитания, приемлемых для работы в данном классном коллективе для организации собственной учебно-воспитательной деятельности.

3.Выбор приёмов владения аудиторией и формирования мотивации учащихся.

 

День пятый.

1.Освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении и общении (корригирующая и регулирующая деятельность практиканта).

2.Разработка конспекта личностно-ориентированного классного часа.

3.Участие в семинаре по итогам наблюдательной практики (заполнение формы отчёта).

4.Участие в родительском собрании или посещение пед.совета (по возможности).

 

3. Список класса

 
                                              

ФИО ученика

Дата рождения

Должность в классе

Занятия в кружках и секциях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Наблюдательная практика и работа в качестве помощника классного руководителя

 

Дата

Содержание работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

5. План воспитательной работы (на период практики)

 

Дата

Направление воспитательной работы

Мероприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ___________________________________________________________________

 

 6. Макет методического оформления классного часа

1 блок

МОУ школа №

 

Название

 

Автор:

ФИО:

Классный руководитель:

 

 

 

г. Куйбышев, г. Барабинск и т.д.                                                              

 2010

 

 

2 блок

Целевой компонент

классного часа:

 

 

Цель: ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Задачи:

1. ___________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

 

 

3 блок

Организационно-деятельностный компонент:

 

Дата: ____ Время: _____

Место: ______________

Участники: __________

Гости: ______________

 

Оборудование и оформление:

1.

2.

3.

 

Предварительная подготовка: _________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

4 блок

Содержательный компонент классного часа

 

Вступительная часть: _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Основное содержание: _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Заключительная часть: _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

 

5 блок

Оценочно-аналитический компонент классного часа:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

6 блок

Приложения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

7 блок

Используемые источники

(не менее 5-ти)

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

7. Анализ личностно-ориентированного классного часа

 

Дата проведения …………………………………………………………………

Класс ………………………………………………………………………………

Методист по педагогике и психологии …………………………………………

………………………………………………………………………………………

 

Тема: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Форма:………………………………………………………………………………

 

Место данного мероприятия в системе воспитательной работы: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Цели:

Образовательная:………………………………........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Развивающая:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Воспитательная:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

 

Оборудование:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Ход мероприятия: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Соответствие содержания и методики проведения мероприятия по форме, теме целям, определённым при планировании мероприятия: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Идейный уровень мероприятия:  ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

Познавательная и эмоциональная направленность мероприятия:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Слагаемые успеха (степень активности коллектива и его отдельных представителей; организованность мероприятия; методы и приёмы стимулирования активности и интереса учащихся; использование технических средств; характер взаимодействия воспитателя и учеников в ходе мероприятия): ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Характер подведения итогов мероприятия (форма, награждения, решения): ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

Причины неудач: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Общие выводы: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Оценка и подпись методиста по педагогике   ……………………………………………………………………………………….

 

 

8. Самоанализ личностно-ориентированного

 классного часа

 

Основные

компоненты

классного часа

Личностно-ориентированный

классный час

Целевой

Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального его образа жизнедеятельности.

 

Содержательный

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый  для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащимися.

 

 

Организационно-деятельностный

Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуации выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

 

Оценочно-аналитический

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой  информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

 

 

 

 

9. МАТРИЦА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

 

Уровень

Параметры наблюдения

Создание познавательной атмосферы урока

Применяемые методы обучения

Организация деятельности уч-ся

Учебное взаимодействие учителя и учеников

Речь педагога и ее значение на уроке

Воспитывающая сторона занятия

Контроль и коррекция деятельности

Результативность занятия

Балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Пассивный

1.Не прослеживается содержательная логика урока

2.Темп урока невысок

3.Учитель «привязан» к конспекту, не импровизирует

4.Атмосфера не настраивает на активную уч. работу

1.На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и воспроизведении информации

2.Урок проходит в режиме трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и уч-ся

1.Деятельность учеников носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись)

2.Уч-ся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности.

1.Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать

2.Учитель не настроен на учебное сотрудничество с уч-ся, взаимод. основано на дисциплинарных ролях

1.Монологи учителя не отличаются образованностью, богатством примеров

2.Вопросы, носят репродуктивный характер

3.Речевая деятельность не выполняет основной коммуникатив-ной функции

1.Учитель не ставит перед собой и перед уч-ся воспитывающих целей

2.Не принимает во внимание эстетику помещения

3.Не заостряет внимание на культуре взаимоотношений

1.Контролирующая функция не выполняется в системе

2. У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУНа

3. Ответы уч-ся не комментируются

4.Контроль формальный, а не содержательный

1.Изучаемый материал не усвоен большей частью уч-ся

2. Школьники не приобрели или не закрепили имеющиеся ЗУНы

3.Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на уч-ся

 

 

Ситуативный

Ситуативный

1.Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью

2.Темп занятия неоднороден: то напряженный, то излишне расслабляющий

3. Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от  эпизодов, возникающих на уроке

1. Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы

2. Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения

1. Активность уч-ся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока)

2. Уч-ся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому

3. Ученики предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий

1. Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом

2. Совместная деятельность происходит только под патронажем педагога

3. Слабо развиты умения совместной поисковой деятельности

4. В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся

 

1. Педагог «зациклен» на привычном тексте

2. Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер

3. Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу уч-ся

1. Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока

2. Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения

1. Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока

2. Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска решении й проблемы

1. Материал усвоен фрагментарно или только отдельной группой уч-ся

2. На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУНы

3. Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере

 

Активный

Активный

1. Урок идет в оптимальном темпе, части логически связаны друг с другом

2.Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы

3. Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время

для введения

нестандартных учебных ситуаций 

1. Учитель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими, продуктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяются адекватно содержанию

1. Активность уч-ся адекватна запросам учебного процесса

2. Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя

3. Разнообразные виды задания обеспечивают

занятость всех

школьников с

учетом способностей

 1. Чувствуется обработанность системы учебных действий между учителем и учащимися

2. Ученики охотно вступают в диалог

3. Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей

4. Учащимися признается и принимается

активная, инициирующая позиция педагога

1. Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в научную и доступную для освоения форму

2. Речь выразительная, богата, формулировки вопросов побеждают к учебному диалогу

3. Речь выступает

как одно из организующих начал продуктивного урока

1. Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе

2. Учащимися и педагогом выработаны нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу

3. Усваиваются знания и поведенческие навыки,

необходимые учащимся для успешной социализации в обществе

1. Контроль и коррекция осуществляется на всех этапах урока

2. Ответам уч-ся дается краткая характеристика, оценка обосновывается

3. Учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала

1. Основной материал усвоен уч-ся в объеме, достаточном для первичного освоения

2. Ученики осваивали применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях

3. Закреплен позитивный воспитывающий эффект

занятий как в содержании, так и в форме организации урока

 

Творческий

1. Урок проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме

2. В результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить успех

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей

2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания

3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся

1. Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, творческой, познавательной сферах)

2. Ученики принимают творческие и проблемные ситуации урока, что свидельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками

1. Педагог поощряет инициативу уч-ся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия

2. Учителем и уч-ся совместно создаются возможности для самореализации личности

1. Речь учителя обогащает учебный материал

2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создает эмоциональные кульминации

3. Эмоционально-интеллектуаль-ная насыщенность речи поддерживает

Познаватель-ную активность уч-ся, побуждает к творчеству

1. Учитель (манера поведения, речь, профессиональ-ные умения) служит позитивным примером для подражания

2. Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения

3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот

1.В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность уч-ся

2. Учащиеся владеют навыками само- и взаимоконтроля

3. Передача контрольных функций от педагога к учащимся свидельствует о взаимном доверии, основанном на объективности, знаний критериев оценок, навыках самоанализа рефлексии

1. Материал урока усвоен всеми, закреплен с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения

2. Учащиеся получили стимул к самостоятель-ной познаватель-ной деятельности

3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия

нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире)

 

 

 

 

10. Схема самоанализа  структуры  урока

 

1. Дата. Группа. Предмет. Фамилия, имя, отчество преподавателя.

2. Вид занятия.

3. Номер урока и его соответствие календарно-тематическому плану.

4. Тема урока (кратко сформулированное содержание урока).

5. Цели урока (образовательная, воспитательная), их мотивировка.

6. Тип урока.

7. Место данного урока в системе уроков и его структура:

а) связь с предыдущим и последующим материалом;

б) целесообразность избранного типа и структуры урока;

в) рациональность распределения времени между отдельными элементами урока.

8. Анализ содержания урока по его структурным элементам.

 Урок может содержать следующие основные структурные элементы:

- сообщение темы урока;

- цели урока и их мотивировка

- проверка домашнего задания;

- контроль знаний учащихся;

- актуализация опорных знаний;

- мотивация учения;

- изучение нового материала;

- закрепление изучаемого материала;

- повторение и обобщение;

- подведение итогов урока;

- домашнее задание.

Методика проведения каждого элемента урока.

9. Наглядность обучения. Оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами.

10. Деятельность учащихся на уроке (их внимание, интерес, активность, организованность, приемы работы, которыми они пользовались; виды самостоятельных работ учащихся).

11. Поведение преподавателя. Стиль и тон в работе. Педагогический такт, авторитет у учащихся. Внешний вид. Культура речи, голос, умение держать себя.

12. Итоги урока. Выполнение плана. Достижение цели. Объем и качество знаний учащихся. Отвечает ли урок уровню современных требований?

13. Заключение. Положительные и отрицательные стороны урока. Как в дальнейшем закрепить и усовершенствовать положительные стороны урока и как избежать отрицательных?

 

 

11. САМОАНАЛИЗ  СТРУКТУРЫ   УРОКА

 

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Психолого-педагогическая характеристика классного              коллектива (заполняется на основе данных классного журнала, собственных наблюдений, бесед с классным руководителем, школьным психологом, социальным педагогом, учителями предметниками, личного общения с классом)

 

 

 

1.Общие сведения о классе:

     -Количество учащихся……………………..

       из них: мальчиков…………………………

                    девочек …………………………..

 

 -Как долго существует этот коллектив ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Имеются ли в классе новички ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………      - Имеются ли в классе второгодники ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

- Общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине, его место среди других классов школы: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Классное руководство и отношение учащихся к классному руководителю: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

       2. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы (лидерство, руководство, изолированные, замкнутые и необщительные) ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Нормы, ценности  коллектива, наличие традиций ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Критика и самокритика в коллективе ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

        3. Характер общения учащихся в коллективе.

- Степень организованности, спаянности  и сплоченности коллектива ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………... 

 - Формы взаимопомощи ,  взаимоотношений между девочками и мальчиками ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

          4. Творческий потенциал и творческая активность учащихся.             

-Учащиеся с высоким  уровнем общих  специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Способность коллектива к творческому решению задач, потребность в творческой деятельности ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

 

            5. Уровень воспитанности коллектива, усвоение им социального опыта.

- Общая характеристика дисциплины в классе ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Характер дисциплины на уроках и вне уроков. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

- Крайне недисциплинированные учащиеся, формы проявления и причины их недисциплинированности  ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….- Проявление чуткости, внимательности, долга  ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Какие формы и  методы  воспитания этих чувств  использует классный руководитель ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

             

Подпись студента ……………………………………………………….

              

Подпись классного руководителя ……………………………………..

 

 
 

 

12.Анкета для студентов

 

1. Что чаще всего является причиной затруднений (или конфликтов) в общении учащихся друг с другом?

 

- В процессе учебной деятельности.

  1. Зависть к успехам в учебе одноклассника.
  2. Неприязнь «отличников» и «хорошистов» к остальным ученикам (не дают списывать, не подсказывают и т.д.).
  3. Соперничество за внимание учителя.
  4. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- В процессе общения на перемене.

  1. Ябедничество одного из детей.
  2. Физическое превосходство одного ребенка перед другими.
  3. Соперничество между двумя детьми за внимание третьего ребенка.
  4. Повышенная агрессивность, жестокость некоторых из детей.
  5. Конфликты из-за физических столкновений (случайных, со скрытым мотивом и т.д.).
  6. Конфликты из-за места за партой, в строю.
  7. Непонимание друг друга (один человек не хочет уступать, даже если он не прав).
  8. Отрицательное влияние средств массовой информации (телевидение, компьютерные игры, Интернет).
  9. Взаимная неприязнь некоторых мальчиков и девочек.
  10. Наличие старших братьев, сестер в школе, как гарант защиты.
  11. Взаимная неприязнь учеников старших классов к младшим.
  12. Неумение некоторых детей отдыхать без столкновений.
  13. Нет подходящей среды для спокойного отдыха детей.
  14. Потребность некоторых детей в конфликтных отношениях с другими учениками.
  15. Разная национальность.
  16. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

- В процессе игровой деятельности.

  1. Конфликты из-за непонимания или невыполнения правил игры.
  2. Конфликты из-за результата игры.
  3. Конфликты из-за роли в игре.
  4. Неумение играть в групповых или коллективных играх.
  5. Неумение ребенка делиться игрушками.
  6. Конфликты из-за какой-либо определенной игрушки.
  7. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

- Социальное положение детей.

  1. Превосходящее наличие карманных денег у некоторых учеников.
  2. Наличие у некоторых детей дорогих игрушек.
  3. Наличие у некоторых детей мобильного телефона.
  4. Пренебрежительное отношение к ребенку из-за плохой (или более скромной, бедной) одежды.
  5. Осознание ребенком своей большей социальной защищенности («превосходства»).
  6. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

2. Что чаще всего является причиной возникновения затруднений (или конфликтов) в общении учителя с учеником?

  1. Нарушение дисциплины на уроке.
  2. Плохое выполнение домашних заданий.
  3. Нежелание учиться.
  4. Плохой настрой ученика к учителю и детям, идущим из семьи.
  5. Плохие отношения между учениками.
  6. Общая усталость учителя.
  7. Грубость ребенка.
  8. Непослушание ребенка.
  9. Эгоизм, высокомерие, себялюбие ученика.
  10. Неуважительное отношение ребенка к людям.
  11. Невоспитанность ребенка.
  12. Нечестность, неисполнительность ребенка.
  13. Рассеянность, отвлекаемость ребенка.
  14. Леность ребенка.
  15. Ябедничество ребенка.
  1. 16.Аморальные склонности ребенка (к воровству, к бродяжничеству, к правонарушениям).
  1. Неопрятность, расхлябанность ребенка.
  2. Плохое состояние здоровья, повышенная болезненность ребенка.
  3. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

3. Как, по-вашему мнению, большинство учителей чаще всего налаживают отношения с учениками в конфликтных ситуациях?  (Отметьте цифрой 1 самый распространенный способ, цифрой 2 – распространенный реже, цифрой 3 – еще реже). распространенный реже, цифрой 3

  • Уговорами, разъяснениями 
  • Повышением голоса, окриком                                                                               
  • Холодным тоном в общении                                                                                  
  • Лаской                                                                                                                       
  • Наказаниями в виде лишения детей чего-то приятного                                      
  • Шлепком                                                                                                                   
  • Обещанием чего-то приятного (хорошей оценки)                                               
  • Угрозой снижения оценок                                                                                      
  • Угрозой пожаловаться директору, родителям                                                      
  • Угрозой перевода в другой класс                                                                           

 

4. Попробуйте определить, насколько Вы лично удовлетворены своими взаимоотношениями с учениками и родителями?

 

Степень удовлетворенности

с учениками

с учителями

Да, полностью

 

 

Да, отчасти

 

 

Нет

 

 

Затрудняюсь ответить

 

 

 

5. Произошли ли за время практики изменения во взаимоотношениях между учениками.

 

Изменения в отношениях

 

Взаимоотношения улучшились

1

Взаимоотношения практически не изменились

2

Взаимоотношения ухудшились

3

Затрудняюсь ответить

4

 

6. Если какие-то изменения произошли, то в чем это проявляется?

  1. Улучшилась общая атмосфера в классе (взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество между детьми и учителем).
  2. Учащиеся стали проявлять большую терпимость по отношению друг к другу.
  3. Заметно возрастание доверия к учителю в глазах детей, искренности.
  4. Улучшились взаимоотношения учителя и родителей детей.
  5. К сожалению, ухудшилась общая атмосфера в классе (взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество между детьми и учителем).
  6. К сожалению, ухудшились взаимоотношения между учащимися.
  7. К сожалению, ухудшились взаимоотношения между учителями и школьниками.
  8. К сожалению, ухудшились взаимоотношения учителя и родителей детей.
  9. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

7. Какие способы разрешения конфликтов с детьми Вы считаете наиболее эффективными?

  1. Уход от разрешения конфликта (одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий).
  2. Сглаживание противоречий (одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями, либо стремится себя оправдать).
  3. Компромисс (взаимные уступки обеих сторон).
  4. Усиление напряженности (перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние).
  5. Силовой вариант (когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия).
  6. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

 

 

12. Удалось ли Вам предусмотреть возникновение конфликта с тем, чтобы предупредить его развитие?

  1. Да.
  2. Нет.

 

9. Какие меры предупреждения конфликта с детьми и их родителями Вы использовали?

  1. Умение вовремя определить, что общение может вылиться в конфликт, и «вернуться» к нормальному взаимодействию.
  2. Умение понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт.
  3. Терпимость к инакомыслию.
  4. Умение быть готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества или компромисса.
  5. Умение не ждать от окружающих слишком многого.
  6. Умение своевременно информировать партнеров о нарушении ими Ваших интересов.
  7. Умение слушать оппонента, не перебивать его.
  8. Умение своевременно информировать партнеров о решениях, затрагивающих их интересы.
  9. Владение языком выразительных жестов (мимика, позы, движения).
  10. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

10. Как часто Вы обращаетесь к специалистам (психологу, социальному педагогу, методисту по педагогике) за помощью при предупреждении возникающего конфликта с детьми и их родителями?

 

 

С детьми

С родителями

Часто

 

 

Иногда

 

 

Никогда, потому что (допишите)

 

 

 

11. Услугами каких специалистов Вы хотели бы воспользоваться в случае возникновения конфликтной ситуации?

  1. Психолог школы.
  2. Социальный работник.
  3. Социальный педагог школы.
  4. Другой учитель – коллега.
  5. Педагог дополнительного образования (руководитель детского кружка, студии).
  6. Администрации школы.
  7. Работник по защите прав личности ребенка, взрослого (юрист).
  8. Работник милиции, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый.
  9.  Методист по педагогике.
  10. Методист по предмету.
  11. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

 

12. Оцените степень компетентности известных Вам специалистов, с которыми Вам необходимо посоветоваться по вопросам возникновения, предупреждения, развития и разрешения конфликтов с детьми и их родителями. (Поставьте «+» в соответствующей строке).

 

Специалист

Балл

1

2

3

4

5

Психолог школы

 

 

 

 

 

Социальный работник

 

 

 

 

 

Социальный педагог

 

 

 

 

 

Другой учитель – коллега

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

Администрации школы

 

 

 

 

 

Работник по защите прав личности ребенка, взрослого (юрист)

 

 

 

 

 

Работник милиции, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый

 

 

 

 

 

Методист по педагогике

 

 

 

 

 

Методист по предмету

 

 

 

 

 

Другие специалисты

 

 

 

 

 

 

 

13. Каким образом Вы предпочитаете получать необходимые для Вас знания в области возникновения, предупреждения, развития и способов разрешения конфликтов с детьми и их родителями?

  1. Самостоятельно.
  2. Беседуя с друзьями, знакомыми, родственниками.
  3. Обращаясь к специалисту.
  4. Изучая книги, журналы.
  5. Просматривая телевизионные передачи.
  6. Обучаясь на занятиях, курсах.
  7. Нет специалистов, к которым нужно обратиться.
  8. Не доверяю специалистам.
  9. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

 

14. Что затрудняет получение интересующей Вас информации?

  1. Затрудняетесь в тои, какие знания могут Вам помочь.
  2. У Вас нет достаточных материальных средств для оплаты курсов, консультаций специалистов.
  3. У Вас нет времени для обучения и получения квалифицированной помощи.
  4. Вы слишком устали, чтобы заниматься самообразованием.
  5. Вы территориально отдалены от центров профессиональной помощи и услуг квалифицированной помощи.
  6. Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ….………………………………………………………………………………………….

 

 

 

13. Лист учёта работы методиста по педагогике

 

Дата

Содержание деятельности

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Список литературы:

 

  1. .Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник.- М.: Гардарики,2004.- 528с.
  2. .Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студ. пед. вузов - Ростов н/Д.: Март, 2002.- 224с.
  3. Общая педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина: В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-Ч.1.-288 с.
  4. Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко и др.; под ред.Л.П.Крившенко. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспнкт,2005.-432с.
  5. Педагогика: Учебник для пед. учебн. заведений/ Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2002.- 608с.
  6. Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов. В 2-х кн. / И.П. Подласый.- М.: Владос.Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 2003.-576с.
  7. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. А.А. Радугина. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Центр, 1999. – 256с.
  8. Райнпрехт, Хансхайнц. Воспитание без ограничений  / Пер. с нем. Н.Брусковой. – М.: Семья и школа, 2000. -253с.
  9. Реан, А.А. и др. Психология и педагогика: Учебник для вузов/ А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. 208с.
  10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-384с.

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.