Рабочая тетрадь 4 курс
«Новосибирский государственный педагогический университет»
Куйбышевский филиал
Кафедра педагогики
Рабочая тетрадь-отчёт о
прохождении педагогической практики
(4 курс)
ФИО студента……………………………………………….
Специальность……………...................................................
Факультет…………………………………………………...
Курс…………………………………………………………..
Группа……………………………………………………….
Место прохождения практики:
Школа:…………………………………………………..
Адрес:……………………………………………………
Директор школы:……………………………………….
Класс:……………………………………………………
Классный руководитель: Методист по педагогике:
…………………………... ……………………………
Оценка: Оценка:
…………………………... ……………………………
Подпись: Подпись:
…………………………... …………………………….
Куйбышев, 20..
Содержание
1. |
Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики |
4 |
2. |
Задания на период наблюдательной практики |
5 |
3. |
Список класса |
6 |
4 |
Наблюдательная практика и работа в качестве классного руководителя |
7 |
5. |
План воспитательной работы |
8 |
6 |
Макет методического оформления классного часа |
9 |
7 |
Анализ личностно-ориентированного классного часа |
11 |
8. |
Самоанализ личностно-ориентированного классного часа |
14 |
9. |
Матрица педагогического анализа |
16 |
10. |
Схема самоанализа структуры урока |
21 |
11. |
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива |
24 |
12. |
Анкета для студентов |
28 |
13. |
Лист учёта работы методиста по педагогике |
33 |
14. |
Список литературы |
34 |
1. Требования ГОС ВПО к содержанию организации практики
Педагогическая практика направлена на решение следующих задач:
- углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;
- формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса;
- самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности;
- развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя и классного руководителя;
- овладение современными педагогическими технологиями в преподавании;
- отработка приемов владения аудиторией, формирование мотивации учащихся;
- освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении;
- развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;
- овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
Педагогическая практика проводится на базе учреждений системы среднего общего образования.
2. Задания для наблюдательной практики:
День первый.
1.Распределение по классам.
2.Знакомство с администрацией, классным руководителем, психологом, социальным педагогом.
3.Знакомство с классным коллективом.
Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом (определение особенностей личностно-ориентированного обучения и соответствующих функций классного руководителя).
4.Изучение научно-исследовательского направления школы и особенностей её реализации в учебно-воспитательном процессе в данном классе.
День второй.
1.Знакомство с оформлением школьной документации (классный журнал, дневники).
2.Изучение плана внеклассной работы класса и школы с целью самостоятельной подготовки и проведения внеклассных мероприятий и личностно-ориентированного классного часа.
3.Наблюдение за работой классного руководителя, помощь в оформлении классного кабинета.
4.Посещение уроков, знакомство с методами и технологиями обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
5.Наблюдение за классом с перспективой составления характеристики, разработка стратегии изучения коллектива.
День третий.
1.Посещение уроков, знакомство с методами обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
2.Подготовка бесед, опросников; сбор педагогически направленной информации о классном коллективе.
3.Консультация с психологом, социальным педагогом, классным руководителем по выявлению проблем и особенностей класса.
4.Согласование темы и формы проведения личностно-ориентированного классного часа с классным руководителем и учащимися.
День четвёртый.
1.Посещение уроков, знакомство с методами и технологиями обучения и воспитания специалистов, работающих с данным классом.
2.Анализ методов и технологий обучения и воспитания, приемлемых для работы в данном классном коллективе для организации собственной учебно-воспитательной деятельности.
3.Выбор приёмов владения аудиторией и формирования мотивации учащихся.
День пятый.
1.Освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении и общении (корригирующая и регулирующая деятельность практиканта).
2.Разработка конспекта личностно-ориентированного классного часа.
3.Участие в семинаре по итогам наблюдательной практики (заполнение формы отчёта).
4.Участие в родительском собрании или посещение пед.совета (по возможности).
3. Список класса
№ |
ФИО ученика |
Дата рождения |
Должность в классе |
Занятия в кружках и секциях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Наблюдательная практика и работа в качестве помощника классного руководителя
Дата |
Содержание работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. План воспитательной работы (на период практики)
Дата |
Направление воспитательной работы |
Мероприятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
___________________________________________________________________
6. Макет методического оформления классного часа
1 блок
МОУ школа №
Название
Автор:
ФИО:
Классный руководитель:
г. Куйбышев, г. Барабинск и т.д.
2010
2 блок
Целевой компонент
классного часа:
Цель: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задачи:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
3 блок
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: ____ Время: _____
Место: ______________
Участники: __________
Гости: ______________
Оборудование и оформление:
1.
2.
3.
Предварительная подготовка: _________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4 блок
Содержательный компонент классного часа
Вступительная часть: _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Основное содержание: _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключительная часть: _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5 блок
Оценочно-аналитический компонент классного часа:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6 блок
Приложения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7 блок
Используемые источники
(не менее 5-ти)
1.
2.
3.
4.
5.
7. Анализ личностно-ориентированного классного часа
Дата проведения …………………………………………………………………
Класс ………………………………………………………………………………
Методист по педагогике и психологии …………………………………………
………………………………………………………………………………………
Тема: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Форма:………………………………………………………………………………
Место данного мероприятия в системе воспитательной работы: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Цели:
Образовательная:………………………………........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Развивающая:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Воспитательная:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
Оборудование:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Ход мероприятия: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Соответствие содержания и методики проведения мероприятия по форме, теме целям, определённым при планировании мероприятия: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Идейный уровень мероприятия: ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Познавательная и эмоциональная направленность мероприятия:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Слагаемые успеха (степень активности коллектива и его отдельных представителей; организованность мероприятия; методы и приёмы стимулирования активности и интереса учащихся; использование технических средств; характер взаимодействия воспитателя и учеников в ходе мероприятия): ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Характер подведения итогов мероприятия (форма, награждения, решения): ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Причины неудач: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Общие выводы: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Оценка и подпись методиста по педагогике ……………………………………………………………………………………….
8. Самоанализ личностно-ориентированного
классного часа
Основные компоненты классного часа |
Личностно-ориентированный классный час |
Целевой Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального его образа жизнедеятельности. |
|
Содержательный Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащимися. |
|
Организационно-деятельностный Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуации выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения. |
|
Оценочно-аналитический В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе. |
|
9. МАТРИЦА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Уровень |
Параметры наблюдения |
||||||||
Создание познавательной атмосферы урока |
Применяемые методы обучения |
Организация деятельности уч-ся |
Учебное взаимодействие учителя и учеников |
Речь педагога и ее значение на уроке |
Воспитывающая сторона занятия |
Контроль и коррекция деятельности |
Результативность занятия |
Балл |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Пассивный |
1.Не прослеживается содержательная логика урока 2.Темп урока невысок 3.Учитель «привязан» к конспекту, не импровизирует 4.Атмосфера не настраивает на активную уч. работу |
1.На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и воспроизведении информации 2.Урок проходит в режиме трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и уч-ся |
1.Деятельность учеников носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись) 2.Уч-ся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности. |
1.Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать 2.Учитель не настроен на учебное сотрудничество с уч-ся, взаимод. основано на дисциплинарных ролях |
1.Монологи учителя не отличаются образованностью, богатством примеров 2.Вопросы, носят репродуктивный характер 3.Речевая деятельность не выполняет основной коммуникатив-ной функции |
1.Учитель не ставит перед собой и перед уч-ся воспитывающих целей 2.Не принимает во внимание эстетику помещения 3.Не заостряет внимание на культуре взаимоотношений |
1.Контролирующая функция не выполняется в системе 2. У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУНа 3. Ответы уч-ся не комментируются 4.Контроль формальный, а не содержательный |
1.Изучаемый материал не усвоен большей частью уч-ся 2. Школьники не приобрели или не закрепили имеющиеся ЗУНы 3.Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на уч-ся
|
|
Ситуативный Ситуативный |
1.Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью 2.Темп занятия неоднороден: то напряженный, то излишне расслабляющий 3. Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке |
1. Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы 2. Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения |
1. Активность уч-ся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока) 2. Уч-ся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому 3. Ученики предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий |
1. Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом 2. Совместная деятельность происходит только под патронажем педагога 3. Слабо развиты умения совместной поисковой деятельности 4. В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся
|
1. Педагог «зациклен» на привычном тексте 2. Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер 3. Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу уч-ся |
1. Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока 2. Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения |
1. Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока 2. Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска решении й проблемы |
1. Материал усвоен фрагментарно или только отдельной группой уч-ся 2. На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУНы 3. Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере |
|
Активный Активный |
1. Урок идет в оптимальном темпе, части логически связаны друг с другом 2.Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы 3. Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для введения нестандартных учебных ситуаций |
1. Учитель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими, продуктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяются адекватно содержанию |
1. Активность уч-ся адекватна запросам учебного процесса 2. Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя 3. Разнообразные виды задания обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей |
1. Чувствуется обработанность системы учебных действий между учителем и учащимися 2. Ученики охотно вступают в диалог 3. Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей 4. Учащимися признается и принимается активная, инициирующая позиция педагога |
1. Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в научную и доступную для освоения форму 2. Речь выразительная, богата, формулировки вопросов побеждают к учебному диалогу 3. Речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока |
1. Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе 2. Учащимися и педагогом выработаны нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу 3. Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе |
1. Контроль и коррекция осуществляется на всех этапах урока 2. Ответам уч-ся дается краткая характеристика, оценка обосновывается 3. Учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала |
1. Основной материал усвоен уч-ся в объеме, достаточном для первичного освоения 2. Ученики осваивали применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях 3. Закреплен позитивный воспитывающий эффект занятий как в содержании, так и в форме организации урока |
|
Творческий |
1. Урок проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме 2. В результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить успех
|
1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей 2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания 3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся |
1. Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, творческой, познавательной сферах) 2. Ученики принимают творческие и проблемные ситуации урока, что свидельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками |
1. Педагог поощряет инициативу уч-ся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия 2. Учителем и уч-ся совместно создаются возможности для самореализации личности |
1. Речь учителя обогащает учебный материал 2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создает эмоциональные кульминации 3. Эмоционально-интеллектуаль-ная насыщенность речи поддерживает Познаватель-ную активность уч-ся, побуждает к творчеству |
1. Учитель (манера поведения, речь, профессиональ-ные умения) служит позитивным примером для подражания 2. Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения 3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот |
1.В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность уч-ся 2. Учащиеся владеют навыками само- и взаимоконтроля 3. Передача контрольных функций от педагога к учащимся свидельствует о взаимном доверии, основанном на объективности, знаний критериев оценок, навыках самоанализа рефлексии |
1. Материал урока усвоен всеми, закреплен с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения 2. Учащиеся получили стимул к самостоятель-ной познаватель-ной деятельности 3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире) |
|
|
10. Схема самоанализа структуры урока
1. Дата. Группа. Предмет. Фамилия, имя, отчество преподавателя.
2. Вид занятия.
3. Номер урока и его соответствие календарно-тематическому плану.
4. Тема урока (кратко сформулированное содержание урока).
5. Цели урока (образовательная, воспитательная), их мотивировка.
6. Тип урока.
7. Место данного урока в системе уроков и его структура:
а) связь с предыдущим и последующим материалом;
б) целесообразность избранного типа и структуры урока;
в) рациональность распределения времени между отдельными элементами урока.
8. Анализ содержания урока по его структурным элементам.
Урок может содержать следующие основные структурные элементы:
- сообщение темы урока;
- цели урока и их мотивировка
- проверка домашнего задания;
- контроль знаний учащихся;
- актуализация опорных знаний;
- мотивация учения;
- изучение нового материала;
- закрепление изучаемого материала;
- повторение и обобщение;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
Методика проведения каждого элемента урока.
9. Наглядность обучения. Оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами.
10. Деятельность учащихся на уроке (их внимание, интерес, активность, организованность, приемы работы, которыми они пользовались; виды самостоятельных работ учащихся).
11. Поведение преподавателя. Стиль и тон в работе. Педагогический такт, авторитет у учащихся. Внешний вид. Культура речи, голос, умение держать себя.
12. Итоги урока. Выполнение плана. Достижение цели. Объем и качество знаний учащихся. Отвечает ли урок уровню современных требований?
13. Заключение. Положительные и отрицательные стороны урока. Как в дальнейшем закрепить и усовершенствовать положительные стороны урока и как избежать отрицательных?
11. САМОАНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УРОКА
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива (заполняется на основе данных классного журнала, собственных наблюдений, бесед с классным руководителем, школьным психологом, социальным педагогом, учителями предметниками, личного общения с классом)
1.Общие сведения о классе:
-Количество учащихся……………………..
из них: мальчиков…………………………
девочек …………………………..
-Как долго существует этот коллектив ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Имеются ли в классе новички ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… - Имеются ли в классе второгодники ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
- Общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине, его место среди других классов школы: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Классное руководство и отношение учащихся к классному руководителю: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы (лидерство, руководство, изолированные, замкнутые и необщительные) ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Нормы, ценности коллектива, наличие традиций ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Критика и самокритика в коллективе ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
3. Характер общения учащихся в коллективе.
- Степень организованности, спаянности и сплоченности коллектива ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
- Формы взаимопомощи , взаимоотношений между девочками и мальчиками ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Творческий потенциал и творческая активность учащихся.
-Учащиеся с высоким уровнем общих специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Способность коллектива к творческому решению задач, потребность в творческой деятельности ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Уровень воспитанности коллектива, усвоение им социального опыта.
- Общая характеристика дисциплины в классе ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Характер дисциплины на уроках и вне уроков. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
- Крайне недисциплинированные учащиеся, формы проявления и причины их недисциплинированности ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….- Проявление чуткости, внимательности, долга ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Какие формы и методы воспитания этих чувств использует классный руководитель ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Подпись студента ……………………………………………………….
Подпись классного руководителя ……………………………………..
12.Анкета для студентов
1. Что чаще всего является причиной затруднений (или конфликтов) в общении учащихся друг с другом?
- В процессе учебной деятельности.
- Зависть к успехам в учебе одноклассника.
- Неприязнь «отличников» и «хорошистов» к остальным ученикам (не дают списывать, не подсказывают и т.д.).
- Соперничество за внимание учителя.
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- В процессе общения на перемене.
- Ябедничество одного из детей.
- Физическое превосходство одного ребенка перед другими.
- Соперничество между двумя детьми за внимание третьего ребенка.
- Повышенная агрессивность, жестокость некоторых из детей.
- Конфликты из-за физических столкновений (случайных, со скрытым мотивом и т.д.).
- Конфликты из-за места за партой, в строю.
- Непонимание друг друга (один человек не хочет уступать, даже если он не прав).
- Отрицательное влияние средств массовой информации (телевидение, компьютерные игры, Интернет).
- Взаимная неприязнь некоторых мальчиков и девочек.
- Наличие старших братьев, сестер в школе, как гарант защиты.
- Взаимная неприязнь учеников старших классов к младшим.
- Неумение некоторых детей отдыхать без столкновений.
- Нет подходящей среды для спокойного отдыха детей.
- Потребность некоторых детей в конфликтных отношениях с другими учениками.
- Разная национальность.
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- В процессе игровой деятельности.
- Конфликты из-за непонимания или невыполнения правил игры.
- Конфликты из-за результата игры.
- Конфликты из-за роли в игре.
- Неумение играть в групповых или коллективных играх.
- Неумение ребенка делиться игрушками.
- Конфликты из-за какой-либо определенной игрушки.
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
- Социальное положение детей.
- Превосходящее наличие карманных денег у некоторых учеников.
- Наличие у некоторых детей дорогих игрушек.
- Наличие у некоторых детей мобильного телефона.
- Пренебрежительное отношение к ребенку из-за плохой (или более скромной, бедной) одежды.
- Осознание ребенком своей большей социальной защищенности («превосходства»).
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Что чаще всего является причиной возникновения затруднений (или конфликтов) в общении учителя с учеником?
- Нарушение дисциплины на уроке.
- Плохое выполнение домашних заданий.
- Нежелание учиться.
- Плохой настрой ученика к учителю и детям, идущим из семьи.
- Плохие отношения между учениками.
- Общая усталость учителя.
- Грубость ребенка.
- Непослушание ребенка.
- Эгоизм, высокомерие, себялюбие ученика.
- Неуважительное отношение ребенка к людям.
- Невоспитанность ребенка.
- Нечестность, неисполнительность ребенка.
- Рассеянность, отвлекаемость ребенка.
- Леность ребенка.
- Ябедничество ребенка.
- 16.Аморальные склонности ребенка (к воровству, к бродяжничеству, к правонарушениям).
- Неопрятность, расхлябанность ребенка.
- Плохое состояние здоровья, повышенная болезненность ребенка.
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Как, по-вашему мнению, большинство учителей чаще всего налаживают отношения с учениками в конфликтных ситуациях? (Отметьте цифрой 1 самый распространенный способ, цифрой 2 – распространенный реже, цифрой 3 – еще реже). распространенный реже, цифрой 3
- Уговорами, разъяснениями
- Повышением голоса, окриком
- Холодным тоном в общении
- Лаской
- Наказаниями в виде лишения детей чего-то приятного
- Шлепком
- Обещанием чего-то приятного (хорошей оценки)
- Угрозой снижения оценок
- Угрозой пожаловаться директору, родителям
- Угрозой перевода в другой класс
4. Попробуйте определить, насколько Вы лично удовлетворены своими взаимоотношениями с учениками и родителями?
Степень удовлетворенности |
с учениками |
с учителями |
Да, полностью |
|
|
Да, отчасти |
|
|
Нет |
|
|
Затрудняюсь ответить |
|
|
5. Произошли ли за время практики изменения во взаимоотношениях между учениками.
Изменения в отношениях |
|
Взаимоотношения улучшились |
1 |
Взаимоотношения практически не изменились |
2 |
Взаимоотношения ухудшились |
3 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
6. Если какие-то изменения произошли, то в чем это проявляется?
- Улучшилась общая атмосфера в классе (взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество между детьми и учителем).
- Учащиеся стали проявлять большую терпимость по отношению друг к другу.
- Заметно возрастание доверия к учителю в глазах детей, искренности.
- Улучшились взаимоотношения учителя и родителей детей.
- К сожалению, ухудшилась общая атмосфера в классе (взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество между детьми и учителем).
- К сожалению, ухудшились взаимоотношения между учащимися.
- К сожалению, ухудшились взаимоотношения между учителями и школьниками.
- К сожалению, ухудшились взаимоотношения учителя и родителей детей.
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
7. Какие способы разрешения конфликтов с детьми Вы считаете наиболее эффективными?
- Уход от разрешения конфликта (одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий).
- Сглаживание противоречий (одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями, либо стремится себя оправдать).
- Компромисс (взаимные уступки обеих сторон).
- Усиление напряженности (перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние).
- Силовой вариант (когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия).
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
12. Удалось ли Вам предусмотреть возникновение конфликта с тем, чтобы предупредить его развитие?
- Да.
- Нет.
9. Какие меры предупреждения конфликта с детьми и их родителями Вы использовали?
- Умение вовремя определить, что общение может вылиться в конфликт, и «вернуться» к нормальному взаимодействию.
- Умение понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт.
- Терпимость к инакомыслию.
- Умение быть готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества или компромисса.
- Умение не ждать от окружающих слишком многого.
- Умение своевременно информировать партнеров о нарушении ими Ваших интересов.
- Умение слушать оппонента, не перебивать его.
- Умение своевременно информировать партнеров о решениях, затрагивающих их интересы.
- Владение языком выразительных жестов (мимика, позы, движения).
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
10. Как часто Вы обращаетесь к специалистам (психологу, социальному педагогу, методисту по педагогике) за помощью при предупреждении возникающего конфликта с детьми и их родителями?
|
С детьми |
С родителями |
Часто |
|
|
Иногда |
|
|
Никогда, потому что (допишите) |
|
|
11. Услугами каких специалистов Вы хотели бы воспользоваться в случае возникновения конфликтной ситуации?
- Психолог школы.
- Социальный работник.
- Социальный педагог школы.
- Другой учитель – коллега.
- Педагог дополнительного образования (руководитель детского кружка, студии).
- Администрации школы.
- Работник по защите прав личности ребенка, взрослого (юрист).
- Работник милиции, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый.
- Методист по педагогике.
- Методист по предмету.
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
12. Оцените степень компетентности известных Вам специалистов, с которыми Вам необходимо посоветоваться по вопросам возникновения, предупреждения, развития и разрешения конфликтов с детьми и их родителями. (Поставьте «+» в соответствующей строке).
Специалист |
Балл |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Психолог школы |
|
|
|
|
|
Социальный работник |
|
|
|
|
|
Социальный педагог |
|
|
|
|
|
Другой учитель – коллега |
|
|
|
|
|
Педагог дополнительного образования |
|
|
|
|
|
Администрации школы |
|
|
|
|
|
Работник по защите прав личности ребенка, взрослого (юрист) |
|
|
|
|
|
Работник милиции, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый |
|
|
|
|
|
Методист по педагогике |
|
|
|
|
|
Методист по предмету |
|
|
|
|
|
Другие специалисты |
|
|
|
|
|
13. Каким образом Вы предпочитаете получать необходимые для Вас знания в области возникновения, предупреждения, развития и способов разрешения конфликтов с детьми и их родителями?
- Самостоятельно.
- Беседуя с друзьями, знакомыми, родственниками.
- Обращаясь к специалисту.
- Изучая книги, журналы.
- Просматривая телевизионные передачи.
- Обучаясь на занятиях, курсах.
- Нет специалистов, к которым нужно обратиться.
- Не доверяю специалистам.
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ....………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
14. Что затрудняет получение интересующей Вас информации?
- Затрудняетесь в тои, какие знания могут Вам помочь.
- У Вас нет достаточных материальных средств для оплаты курсов, консультаций специалистов.
- У Вас нет времени для обучения и получения квалифицированной помощи.
- Вы слишком устали, чтобы заниматься самообразованием.
- Вы территориально отдалены от центров профессиональной помощи и услуг квалифицированной помощи.
- Иное……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ….………………………………………………………………………………………….
13. Лист учёта работы методиста по педагогике
Дата |
Содержание деятельности |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.Список литературы:
- .Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник.- М.: Гардарики,2004.- 528с.
- .Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студ. пед. вузов - Ростов н/Д.: Март, 2002.- 224с.
- Общая педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина: В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-Ч.1.-288 с.
- Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко и др.; под ред.Л.П.Крившенко. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспнкт,2005.-432с.
- Педагогика: Учебник для пед. учебн. заведений/ Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2002.- 608с.
- Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов. В 2-х кн. / И.П. Подласый.- М.: Владос.Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 2003.-576с.
- Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. А.А. Радугина. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Центр, 1999. – 256с.
- Райнпрехт, Хансхайнц. Воспитание без ограничений / Пер. с нем. Н.Брусковой. – М.: Семья и школа, 2000. -253с.
- Реан, А.А. и др. Психология и педагогика: Учебник для вузов/ А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. 208с.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-384с.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить лайки в вк