Для студентов 3 курса ФФ ИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Уважаемые студенты!

Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики обращаться к методистам КФНГПУ, представителям администрации и преподавателям учебных заведений; вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики; участвовать в конференциях и совещаниях; пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.

Студенты-практиканты выполняют все виды работ, предусмотренные инструкцией и программой педагогической практики, тщательно готовятся к каждому уроку и проведению внеклассных занятий, являются образцом трудолюбия, организованности, дисциплинированности, вежливости. Не менее чем за два дня до проведения урока план-конспект его должен быть представлен учителю и утвержден им. Без утверждения конспекта студент к уроку не допускается.

На период практики один из студентов назначается старостой группы в школе. В обязанности старосты входит учет посещаемости практикантами учебного заведения, оповещение студентов о коллективных консультациях, семинарах, совещаниях. Староста выполняет поручения руководителей практики, поддерживает связь с групповым руководителем, методистами по предмету и воспитательной работе, факультетским руководителем.

Практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка учебного заведения, выполняют распоряжения администрации и руководителей практики (студент должен находиться в школе не менее 6 часов ежедневно и вести уроки по расписанию класса согласно программы практики). Студенты имеют право на один библиотечный день по договоренности с учителем-методистом.

Студенты оформляют стенд о результатах своей работы и размещают его по месту прохождения практики.

В случае болезни или других обстоятельств, по которым студент не смог явиться в школу, практикант обязан поставить в известность учителя, факультетского руководителя, методиста по предмету, старосту школы. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практикантам, они могут быть отстранены от прохождения практики.

Студентам, отстраненным от практики или имеющим за прохождение практики неудовлетворительную оценку, по решению Совета факультета назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.

Оценка выставляется на итоговой конференции по педагогической практике в университете после сдачи студентом документации и беседы с групповым руководителем, методистами по предмету и воспитательной работе. (памятку для студентов см. в Прилож.1)

Памятка по прохождению педпрактики в школе для студентов  ФФ ИЯ

Дорогие коллеги,

педпрактика в школе проводится с_ 8.04.13 по 05.05.13                       и состоит из установочной конференции, пассивной практики (первая неделя), ак­тивной практики (последующие 3 недели) и итоговой конференции.

На пассивной неделе старосты групп представляют на кафедру график проведения уроков:

ФИО студента

класс

дата

день недели, № урока

№ кабинета

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

Во время пассивной практики Вы должны посетить все уроки иностранного языка в Вашем классе с тем, чтобы войти в курс дела, а также уроки по другим предметам в Вашем классе для того, чтобы лучше узнать Ваших учеников, и уроки иностранного языка в других классах. Общее количество посещений уроков во время пассивной практики - не менее 10.

Во время активной практики Вы - по договоренности с учителем-руководителем - ведете все уроки ино­странного языка в Вашем классе и часть уроков в другом классе (в случае, если не успеваете провести все уроки  в вашем классе). Обшее количество проведенных Вами уроков - не менее 8. Из них 2 зачетных, на которых обязательно присутствие школьного учителя-руководителя, группового мето­диста из вуза и факультетского руководителя. Во время активной практики Вы посещаете также уроки друг друга. После взаимопосещений прово­дится совместный анализ уроков. Обшее количество взаимопосещений и совместных анализов уроков - 3 в неделю.

Консультации по планированию уроков Вам могут оказать Ваш учитель-руководитель и групповой ме­тодист. Кроме того, Вы можете получить консультацию у факультетского руководителя практики.

Каждый из Вас готовит и проводит за время практики внеклассное мероприя­тие. В этом случае также допускается и приветствуется парная и групповая работа.

По окончании практики проводится итоговая конференция, на которой каждая школа должна быть представлена выступлением. Прекрасно, если Ваши выступления будут сопровождаться визуализацией в соот­ветствии с современной технологией презентации. Пригласите на конференцию Ваших учителей-руководителей или завучей школ. Возможно, они тоже захотят выступить на конференции. К итоговой конференции Вами может быть организована выставка: разработанные Вами учебные средства, творческие работы Ваших учеников. Также необходимо от группы оформить в школе стенгазету.

В течение недели после практики  Вы сдаете на кафедру всю отчетную документацию, предусмотренную программой педпрактики факультета филологии (ИЯ).

Итоговая оценка за педагогическую практику выставляется фа­культетским руководителем  после консультаций с групповыми методистами с кафедры английского языка и МП и кафедры педагогики.

 

План- график работы студента

3 курс

1 неделя – пассивная

v      общее знакомство со школой, классом

v     посещение уроков учителя

v     посещение уроков учеников своего класса

v     составление тематического плана по предмету

v     подготовка плана-конспекта урока №1

v     разработка элективного курса

v     разработка плана классного часа

2-4 недели

v     проведение уроков

v     анализ посещенных уроков одногруппников

v     самоанализ своего урока по английскому языку

v     анализ урока одногруппника по английскому языку

v     проведение классного часа.

v     проведение внеклассного мероприятия по английскому языку (проект).

  

Схема анализа урока по иностранным языкам

Примерный перечень вопросов, подлежащих обсуждению при анализе урока.

  1. 1.      Тема и цели урока:

-         формулировка темы и урока, его практическое, образовательное и воспитательное значение, определение типа урока;

-         место урока в системе уроков по данной теме;

-         связь темы урока с ранее пройденными разделами программы по иностранным языкам с разделами, подлежащими изучению;

-         степень соответствия темы и целей урока возрастным возможностям учащихся и уровню их знаний и умений по иностранному языку.

  1. 2.      Материал урока:

-         указание комплексного материала, на котором изучались новая тема (параграф учебника, другие пособия учебного комплекса – книга для чтения, технические и нетехнические средства обучения, специально составленные учителем тексты и упражнения), и определение его качества;

-         соответствие материала программы требованиям темы и целям урока;

-         соответствие языковой формы и содержания учебного материала возрастным особенностям учащихся, уровню их знаний и умений по иностранному языку;

-         практическое, образовательное, воспитательное значение использованного на уроке материала.

  1. 3.      Структура урока:

-         количество этапов урока и целенаправленность каждого этапа;

-         продолжительность каждого этапа;

-         четкость перехода от одного этапа урока к другому;

-         степень соответствия структуры урока его основным целям, возрастным особенностям учащихся , особенностям контингента учащихся класса и конкретным условиям урока.

  1. 4.      Ход урока:

Рассматривая ход урока, студент должен охарактеризовать содержание,

организацию, методы и приемы работы на каждом их этапов урока:

-         начало урока;

-         готовность класса и учащихся к уроку;

-         способ учета учителем отсутствующих;

-         меры, принятые учителем по организации учащихся;

-         способ проведения фонетической (речевой) зарядки;

-         значение данного этапа урока для всей последующей работы.

  1. 5.      Объяснение языкового материала:

-         как учитель готовил учащихся к восприятию нового материала (какие явления актуализировались в опыте учащихся);

-         учитывал ли учитель при объяснении нового фонетического, лексического и грамматического материала его специфику; было ли его объяснение наглядным, четким и доступным пониманию учащихся;

-         какие методы и приемы обучения, а также какие наглядные пособия и технические средства обучения были использованы учителем при объяснении нового материала, учитывался ли вид речевой деятельности, в котором данное явление преимущественно актуализируется;

-         принимались ли во внимание возрастные особенности учащихся класса, а также основные закономерности воспитания и понимания языкового материала;

-         как проводится контроль понимания учащимися нового материала;

-         какие упражнения выполнялись для первичного закрепления объясненного материала, для начала выработки произносительных, грамматических или лексических навыков;

-         какие вопросы были заданы учащимися учителю в связи с объяснением материала.

  1. 6.      Формирование речевых навыков:

-         какие упражнения использовались для закрепления языкового материала, объясненного на предыдущем уроке, и для формирования речевых навыков;

-         обеспечили ли они усвоение учащимися значения, употребления и формы изучаемого явления;

-         каково примерное соотношение тренировочных (языковых) и речевых упражнений;

-         какой уровень владения материалом достигнут в результате выполнения упражнений;

-         какие ошибки были допущены учащимися при выполнении упражнений, причины ошибок и способы исправления.

  1. 7.      Развитие речевых умений, аудирование:

-         какие нетехнические и технические источники информации использовались при обучении аудированию;

-         какие тренировочные упражнения выполнялись для снятия лингвистических и психологических трудностей аудирования;

-         как было организовано прослушивание речевого сообщения, какие опоры применялись для обеспечения правильности понимания;

-         чем объясняется однократность (многократность) предъявления;

-         какие приемы использовались для контроля понимания услышанного;

-         как сочеталась работа над аудированием с развитием говорения.

  1. 8.      Говорение (монологическая речь):

-         какие тренировочные упражнения (в имитации без преобразования структур и с частичным изменением структур в преобразовании информации – видоизменении структур на основе логических операций расширения, сокращения, перифраза и т.п.) выполнялись на уроке;

-         какие упражнения для развития подготовленной и неподготовленной монологической речи выполнялись на уроке; их соотношение; использование при этом наглядных пособий и технических средств обучения;

-         характер монологических высказываний учащихся: логическая связность, смысловая завершенность, языковая правильность, объем лексических единиц и разнообразие структур, темп речи;

-         методика исправления ошибок и речи учащихся.

  1. 9.      Говорение (диалогическая речь):

-         какие тренировочные упражнения выполнялись на уроке для актуализации речи различных структурно-семантических реплик диалогических единств (вопрос – ответ, то есть – запрос и сообщение информации, вопрос и контрвопрос, сообщение о каком-либо факте, выражение собеседником отношения к нему и т.д.);

-         какие речевые упражнения выполнялись на уроке для развития умения вести диалог; какие наглядные пособия и технические средства использовались для стимулирования начала диалога и его развития;

-         характер диалогических высказываний учащихся; обращенность речи, ее ситуативная обусловленность и спонтанность, коммуникативная мотивированность, эмоциональная окрашенность, языковая правильность, темп речи собеседников;

-         методики исправления ошибок в диалогической речи учащихся;

-         примерное соотношение диалогической и монологической речи, а также индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

  1. 10.  Чтение:

-         какие упражнения выполнялись для обучения технике чтения вслух и про себя, а также для определения уровня сформированности умения читать;

-         какие ошибки были допущены учащимися в технике чтения, приемы исправления этих ошибок;

-         какие упражнения использовались для обучения чтению и непосредственному пониманию содержания текста (ознакомительному чтению); удельный вес данного чтения на уроке; контроль понимания содержания текста, прочитанного дома;

-         какие упражнения выполнялись на уроке для обучения чтению со словарем и с элементами анализа (изучающему чтению) – ведение или комментарий к тексту; лексический и грамматический анализ наиболее трудных мест; виды перевода для контроля понимания предложений, которые подвергались анализу;

-         как осуществлялись воспитательные и образовательные задачи обучения в процессе работы над текстом;

-         в чем проявилось на данном уроке взаимосвязанное обучение чтению, аудированию, монологической и диалогической речи.

  1. 11.  Письмо:

-         какие упражнения выполнялись для обучения технике письма: графика, каллиграфия, орфография;

-         какие упражнения использовались для развития умений выражать свои мысли в письменной форме: изложение, сочинение, реферирование, аннотирование, составление текста письма и т.д.;

-         в какой мере использовались на уроке письмо при объяснении и активизации языкового материала, для развития других речевых умений;

-         как обсуждались на уроке типичные ошибки в письменных работах, выполненных дома, количество тетрадей у учащихся и их назначение, состояние записей в тетрадях, регулярность проверки письменных работ учителем.

  1. 12.  Проверка домашнего задания:

-         содержание и объем письменного и устного домашнего задания; обоснование необходимости его проверки на уроке;

-         связь домашнего задания с материалом предыдущего урока и данного урока;

-         способы проверки устного и письменного заданий; их соответствие характеру и языковому материалу;

-         выполнение упражнений, которые служат одновременно для контроля домашнего задания и совершенствования речевых навыков и умений;

-         количество опрошенных; учет при организации опроса индивидуальных особенностей учащихся и особенностей класса в целом;

-         степень активности класса при проверке устного и письменного домашнего задания, приемы ее стимулирования;

-         наиболее типичные фонетические, орфографические, лексические и грамматические ошибки, допущенные учащимися в письменной домашней работе и при опросе; способы их исправления;

-         основные критерии оценки ответов учащихся, их объективность и обоснованность.

  1. 13.  Задание на дом:

-         цель и содержание домашнего задания;

-         соотношение в нем письменных и устных форм работы, его связь с материалом данного и следующего уроков;

-         посильность и доступность задания; примерное количество времени, которое должен затратить учащийся для его выполнения;

-         когда было дано домашнее задание, как и на каком языке оно было сформулировано, где оно было записано учащимися;

-         инструктировал ли учитель учащихся в отношении содержания и способов выполнения задания.

  1. 14.  Конец урока:

-         подведение итогов урока, выставление поурочных оценок отдельным учащимся;

-         своевременность завершения урока и степень организованности и дисциплинированности учащихся на этом этапе.

  1. 15.  Итоги урока:

-         были ли достигнуты практические, образовательные и воспитательные цели урока;

-         полностью ли был выполнен намеченный учителем план и насколько рационально использовалось время на уроке (если имели место отклонения от плана, то чем они, по Вашему мнению, были вызваны);

-         правильно ли были выбраны методы и приемы работы, наглядные пособия и ТСО;

-         на какие общедидактические принципы и принципы обучения иностранным языкам опирался учитель при проведении урока;

-         какие психологические закономерности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся проявились на уроке;

-         в какой степени и какими средствами удалось учителю обеспечить дисциплину, внимание, активность, самостоятельность мышления и интерес учащихся;

-         в какой мере урок способствовал усвоению учащимися языкового материала и выработке речевых умений;

-         сколько учащихся было на протяжении урока и какие виды опроса при этом использовались;

-         положительные и отрицательные стороны подготовки учащихся, проявившиеся на данном уроке;

-         педагогические качества учителя, которые проявились на уроке.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ К ОТЧЕТУ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ НА ТРЕТЬЕМ КУРСЕ

 

I.Дневник-отчет практиканта (печатный и электронный варианты)

 

Дневник практиканта по английскому языку

1. Титульный лист

v     ФИО студента практиканта

v     Факультет, курс, группа

v     ФИО группового руководителя

v     Предмет (английский язык)

2-я стр. Индивидуальный план-график студента-практиканта (расписывается на каждый день практики).

3-я стр. ФИО директора школы, завуча по учебной работе, учителя по английскому  языку, классного руководителя

4-я стр. список класса

5-я стр.  расписание занятий и звонков, название проекта и элективного курса по языку.

2. 8 конспектов уроков.

3. Портфолио студента.

4. Программа элективного курса.

5. Анализ урока учителя.

6.  Самоанализ урока английского языка.

7. Анализ урока одногруппника.

8. Рефлексивный анализ собственной деятельности*.

9. Внеклассное мероприятие по английскому языку (проект по английскому языку: цели, задачи, содержание и результаты)

 

*Схема рефлексивного анализа собственной деятельности по английскому языку:

1. Что вы ожидали от первой педагогической практики?

2.Что нового вы узнали, освоили в методике преподавания английского языка, как учитывали изученное по инновационным технологиям и психологии обучения языку?

3.Удовлетворены ли вы результатами своей работы? Что получилось? Достоинства и недостатки ваших уроков? Их причины?

4.Ваши открытия во время практики (в себе, в детях, в коллегах за время практики?)

5.Удовлетворены ли вы качеством и количеством проведенных вами уроков (Больше? Меньше? Почему?)

6.Какие методические приемы вы использовали? Какие считаете наиболее эффективными и интересными для учащихся?

7.Сколько уроков вы посетили у своих товарищей, чему научились у каждого?

8.Сколько уроков посетили групповые руководители по английскому языку и педагогике? Какие именно?

9.Какую отметку за практику вы сами поставили бы себе?

10.Ваши пожелания преподавателям методики английского языка в связи с организацией и проведением педпрактики и содержанием лекционных и практических курсов.

 

II. Отчет о практике в виде презентации слайдов по итогам проделанной работы

v     защита открытых конкурсных уроков

v     оформление стенгазеты в школе и университете

v     выступление на итоговой конференции

 

Дифференцированная оценка педагогической практики

студентов 3 курса ФФ ИЯ

                ФИО

Английский язык

 

Педагогика

Итоговая оценка

 

Конспекты уроков

Анализирующая деятельность

Элективные курсы

Портфолио

Проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка учебной и внеклассной работы по предмету (английский язык)

«ОТЛИЧНО» ставится студенту в том случае, если уроки и внеклассное мероприятие проведены на высоком методическом уровне, если на нем обоснованно выдвигались и эффективно решались образовательные, развивающие и воспитательные цели, рационально применялись разнообразные методы обучения и приемы активизации учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; если студент проявил в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру; если вся отчетная документация сдана в срок и в полном объеме.

«ХОРОШО» ставится студенту в том случае, если учебные или внеклассное мероприятия проведены на должном методическом уровне, если на нем успешно решались образовательные, развивающие и воспитательные цели; если вся отчетная документация сдана в срок и в полном объеме, однако недостаточно эффективно использовались отдельные методические приемы, психолого-педагогические знания, самостоятельность в подборе учебного и дидактического материала была неполной, студент допустил незначительные ошибки в построении и проведении занятий.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту в том случае, если он допускал ошибки в реализации образовательно-воспитательных задач, неудачно подбирал и неэффективно применял методы и приемы обучения, не  активизировал познавательную деятельность учащихся; не всегда мог установить контакт с ними, не видел своих недостатков при анализе занятий; если студент не в полном объеме  и несвоевременно сдал отчетную документацию.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту в том случае, если на занятиях им не решены образовательно-воспитательные задачи, допускались серьезные ошибки при изложении учебного материала, не обеспечивалась дисциплина учащихся, если студент обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории, безответственно отнесся к подготовке занятий и некритически - к анализу, если студент не сдал отчетную документацию.

 

Оценка может быть снижена за:

  • несвоевременный выход на практику;
  • нарушение трудовой дисциплины (пропуск уроков по неуважительным причинам);
  • неаккуратное и несвоевременное оформление документации;
  • сдачу документации в неполном объеме;
  • нарушение педагогической этики.

 

В итоговой оценке за педагогическую практику учитывается:

  • степень эффективности проведенной студентом учебно-воспитательной деятельности;
  • участие в методической работе школы;
  • общественно-педагогическая активность студента;
  • разработка элективного курса по английскому языку;
  • качество оформления папки портфолио студента–практиканта;
  • организация и проведение проектной деятельности;
  • оформление отчетной документации;
  • выступление на итоговой конференции.

 

                                                                   ПОЛОЖЕНИЕ

О внутривузовском конкурсе профессионального мастерства

                       для студентов ФФ ИЯ, проходящих педагогическую практику в

                                               средних общеобразовательных школах

                                        «Ступени педагогического мастерства»

  1. 1.     Общие положения

1.1. Внутривузовский конкурс профессионального мастерства «Ступени педагогического мастерства» проводится для студентов ФФ ИЯ, проходящих педагогическую практику в средних общеобразовательных школах.

1.2. Конкурс проводится в период проведения педагогической практики.

                                                 2. Цели и задачи конкурса

2.1. Цель конкурса – развитие  профессиональной педагогической компетенции будущих учителей английского и немецкого языков и стимулирование студентов к осуществлению качественной педагогической деятельности в будущей профессии.

2.2. Конкурс предполагает решение следующих задач:

   1) обмен опытом педагогического мастерства на факультете филологии (специальность «иностранный язык»);

   2) выявление лучших студентов, проходивших педагогическую практику в СОШ;

   3) разработка критериев и оценка уровня профессионально – педагогической компетенции студентов в период прохождения педагогической практики в школе;

   4) создание внутрифакультетской системы поддержки талантливых, профессиональных практикантов;

   5) организация и проведение мастер – классов;

                                                     3. Участники конкурса

3.1. В конкурсе принимают участие студенты 3 курса КФ НГПУ ФФ ИЯ, проходящие практику в СОШ в текущем учебном году.

3.2. Участие в конкурсе является добровольным. Согласие конкурсанта на участие в Конкурсе обязательно.

3.3. Конкурс проводится для практикантов категории:

   для студентов 3-го курса ФФ ИЯ;

    3.4. Заявку на участие в Конкурсе (см.ниже) необходимо подать не позднее 1-й недели после окончания педагогической практики (для каждого курса существуют свои сроки прохождения практики) факультетскому руководителю педагогической практики.

                                               

                                             4. Руководство Конкурсом

4.1. Подготовку и проведение Конкурса осуществляет Оргкомитет. В состав оргкомитета входят групповые руководители по педпрактике (кафедра английского языка и МП, кафедра немецкого языка),  факультетский руководитель педпрактики ФФ ИЯ и руководитель учебно – производственной практики КФ НГПУ.

4.2. Общее руководство Конкурсом осуществляет Отдел профессиональных практик КФ НГПУ.

4.3. Для проведения Конкурса Оргкомитетом формируется жюри.

                                              5. Порядок проведения Конкурса

5.1. Конкурс проводится поэтапно:

   1-й этап –  теоретико - практический (во время прохождения студентами педпрактики в СОШ);

   2-й этап – творческий (после проверки отчетной документации).

5.2. Содержание первого этапа включает подготовку плана – конспекта урока и проведение урока в СОШ:

План – конспект урока.

Критерии: наличие самоанализа урока (педагогической рефлексии), оригинальность формы представления, использование вспомогательных средств обучения на уроке иностранного языка.

5.3. Содержание второго этапа включает в себя:

Проектную деятельность на уроках иностранного языка.

Критерии: проект должен быть реализован в период прохождения педпрактики по языку, включать все основные этапы проекта, выводы и  приложения (результат работы с детьми в виде стенгазет, презентаций и т.д.).

 

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.